Музыкальная критикаБедная КалласЕще один спектакль о БожественнойВедомости / Четверг 09 декабря 1999 На сцене театра «Содружество актеров Таганки» прошла премьера спектакля «Мастер-класс» по пьесе Терренса Макнелли. Постановка агентства «Независимый театральный проект», над которой сначала работал режиссер Иван Поповски, а на выпуске Виктор Шамиров, стала бенефисом актрисы Татьяны Васильевой, сыгравшей роль оперной primadonna assoluta Марии Каллас. Пьеса Макнелли несколько лет назад произвела фурор на Бродвее и волной прокатилась по всем крупнейшим театральным сценам мира. Ныне и в Голливуде заняты подбором актрисы на роль Каллас в грядущей экранизации «Мастер-класса». Среди претенденток Мадонна и Мэрил Стрип. Полуторачасовая пьеса Макнелли находка для актрис бальзаковского возраста. Несмотря на участие желторотых оперных певцов, это моноспектакль, бенефис актрисы трагикомического амплуа. В основу пьесы положены реальные события, свидетелем которых являлся драматург. В 1972 г. Мария Каллас давала мастер-класс в знаменитой Джульярдской музыкальной школе. Это было ее первое появление на людях после того, как в 1965 г. она покинула сцену чему предшествовала долгая борьба за вознесение на оперный олимп и 10 лет безраздельного царствования. Ни одна певица за всю четырехсотлетнюю историю оперы не удостаивалась титула La Divina Божественная. Ее пение, как и ее жизнь, стало мифом еще при жизни. Неровный голос, яркая внешность до сих пор вызывают либо обожание, либо ненависть. Публика боготворила ее и не прощала ни единой ошибки. Проблемы личной жизни Каллас завораживали мир не меньше ее искусства. Похудение на 35 кг, замужество и бракоразводный процесс, затяжной роман с миллиардером Онассисом, который предпочел ей Жаклин Кеннеди. Все это давало не меньшую пищу папарацци, чем скандалы в королевских семьях. Даже ее смерть в парижской квартире 16 сентября 1977 г. послужила поводом для разговоров о самоубийстве. Для западной публики, которая помнит, как заголовки газет пестрели именем Каллас, ее миф значит не меньше, чем мифы Марлен Дитрих или Мэрилин Монро. Терренс Макнелли уверяет всех, что он был фанатом Каллас. Но из пьесы это понять трудно. Знаменитый мастер-класс в Джульярде записан на CD, каждый может его услышать. Поэтому странно, что в пьесе царственная примадонна, не позволявшая себе на людях никаких выходок, превратилась в мелочную, эгоистичную стерву. Героиня пьесы могла бы преподавать что угодно: ботанику, славистику, домоводство только не искусство пения. Все, что Каллас в жизни не произнесла вслух, героиня пьесы Макнелли выдает по полной программе. Выжившая из ума примадонна пересыпает свою речь итальянскими и французскими словечками, периодически вдруг уносится мыслями в прошлое, где ведет диалоги и с мужем синьором Минегини, и с Ари (Онассисом). А когда через слово с ее уст слетает «трахаться», а через два «яйца», просто диву даешься. На ум приходит знаменитый фильм «И корабль плывет» Федерико Феллини, где калласовский миф и ироническое отношение к нему органично сосуществуют. Васильева, умеющая быть клоунессой, легко справляется и с тупым американским юмором, и с залом. Тем более что пьеса позволяет общаться с публикой до бесконечности. К несчастью, в России, где миф о Каллас живет только в сердцах кучки опероманов, а драматический театр почти не соприкасается с оперным, режиссеру трудно понять, что фонограммы Каллас плохой фон для любого спектакля. И когда звучит очередной монолог Васильевой, а над сценой раздаются инфернальные модуляции голоса Божественной (выходная ария Леди Макбет из вердиевского «Макбета»), то он говорит о страданиях и жизни певицы гораздо больше, чем придуманные автором истории о сделанном аборте. Может быть, создателям спектакля просто стоило хорошенько послушать, как Каллас пела «Норму», «Тоску» или «Джоконду»? |