Музыкальная критикаОтвет большого дирижераПосле двенадцатилетнего перерыва в Москве выступит Марис Янсонс с оркестром Баварского радио в программе Брамс, Вагнер и Рихард ШтраусВедомости-Пятница / Пятница 24 апреля 2009 ВМоскве одновременно дирижируют Валерий Гергиев и Марис Янсонс, оба ленинградцы. Наверное, меломаны пойдут на Янсонса. Гергиева ведь можно послушать и потом. В ситуацию необъявленной конкуренции с земляками Янсонс попадает не впервые. Когда в 2002 году в Большом театре задумали поставить «Кармен», дирижировать должен был именно он. Более того, саму оперу выбрали по его инициативе, и режиссера Дэвида Паунтни тоже. Но врачи тогда посоветовали Янсонсу ограничить нагрузки, а подготовка спектакля в Большом театре стоит больших нервов. И Янсонс отказался. «Кармен» в Большом выпустил еще один ленинградец Юрий Темирканов. Но ровно в день премьеры в Большом Янсонс объявился в Петербурге и исполнил там ту же самую «Кармен» ради собственного удовольствия, с зеленым студенческим составом. Такое впечатление, что Марису Арвидовичу нравится задираться перед товарищами. Но это на него так не похоже! Более достойного и благородного человека в свете не найдешь. Гергиев и Темирканов это знают, Янсонса ценят и, случается, приглашают к своим оркестрам. В Москве же Янсонс выступал последний раз двенадцать лет назад. В 1997 году к нам приезжал Заслуженный коллектив Петербургской филармонии, дирижеров было два. У Темирканова все прошло достойно, у Янсонса потрясающе. Пятую симфонию Шостаковича невозможно забыть. Партитура драматичная, страдальческая а оказалось, что она вся сквозит классической красотой. А с каким изяществом был сыгран Россини! У Янсонса квартира в Петербурге, но работает он за рубежом. В этом есть своя правда. По отношениям с музыкой Янсонс европеец. С темпераментом и харизмой у него все в порядке, но это не главные его инструменты. Главные понимание стилей и умение взвешенно пользоваться разными ресурсами. Во всем, что он делает, есть законченность и простота, но достигается она большим искусством, и заимствовать рецепт невозможно. Сейчас Марис Янсонс исполняет обязанности главного дирижера в лучшем, согласно рейтингу журнала Gramophone, оркестре мира амстердамском Концертгебау. Одновременно он и главный дирижер шестого, по тому же рейтингу, оркестра мира оркестра Баварского радио. Это удивительно сильный коллектив с мощными традициями, которым за более чем полувековую историю руководили только дирижеры высшей лиги Ойген Йохум, Рафаэль Кубелик, Колин Дэвис, Лорин Маазель. Баварцы не страдают недостатком самооценки, однако же любят дирижеров с инициативой. Почему и выбрали Янсонса. С этим оркестром Янсонс получил премию Grammy за запись Тринадцатой симфонии Шостаковича (вот награда, которой пока нет у Темирканова и Гергиева). С этим оркестром он и приезжает теперь в Москву. Можно не сомневаться, что программа сделана досконально: и Янсонс, и баварцы знают толк в подробной работе. В программе стоит Вторая симфония Брамса. Это истинная музыка для Янсонса произведение неторопливое, соразмерное, полное душевного тепла. Продолжит концерт музыка, напротив, избыточная по накалу чувства, рожденная духом изгнания и вселенской страстью «Вступление» и «Смерть Изольды» Вагнера, знаменитая концертная компиляция, сделанная самим автором для продвижения на сцену своего шедевра «Тристан и Изольда», в итоге увидевшего свет как раз в Баварии. Напоследок творение главного баварского композитора Рихарда Штрауса, однако же по духу отчетливо венское сюита вальсов из оперы «Кавалер розы». Что это будет кондитерская высокой пробы или прощание с беззаботными радостями жизни накануне злой войны? Вот на такие вопросы и дают ответы большие дирижеры. 25 апреля, Большой зал Консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 629 74 13 Во всем, что он делает, есть законченность и простота, но достигается она большим искусством, и заимствовать рецепт невозможно |