Музыкальная критикаЭкзамен ко Дню РоссииПроводимый в четвертый раз Фестиваль оркестров мира потерял в бюджете и размахе, но обрел внятную и продуманную программуВедомости-Пятница / Пятница 29 мая 2009 Как и следовало ожидать, в этом году афиша Фестиваля симфонических оркестров мира чуть скромнее, чем в предыдущие три года. Зато фестиваль (не зря его столько ругали!) перестал казаться крикливым мероприятием с безмерным кремлевским бюджетом и непродуманной программой. Затея обрела ясные черты. Оркестры-участники и их дирижеры — из числа лучших в Европе. Солисты, дабы не перетягивали на себя одеяло, не привлекаются. Каждый раз приглашается один региональный оркестр из России, что отрадно влияет на престиж оркестрового дела вдалеке от столицы. И программы постепенно приобретают осмысленный характер. Топ-оркестр нынешнего фестиваля — Будапештский Фестивальный, которым со дня основания в 1983 году дирижирует разносторонний музыкант, интеллектуал и музыкальный деятель Иван Фишер. Что любопытно, по статусу и по названию Фестивальный не является регулярным оркестром, а собирается на проекты. Качества, однако, он добивается высочайшего — не случайно в недавнем рейтинге журнала «Граммофон» он включен в первую мировую двадцатку и стал играть почти столько же, сколько регулярный коллектив. Оркестровая культура в Венгрии не уступает австрийской, а жесткие традиции режима и твердый национальный характер только способствуют дисциплине. Программа у гостей отличная, венгерско-славянская, что отражает культурный микст центральной Европы. От венгров — танцевальные фантазии национальных классиков ХХ века Белы Бартока и Золтана Кодая, от славян — чех Дворжак, представленный редкими Седьмой симфонией и Американской сюитой. На втором месте — Национальный оркестр Капитолия Тулузы. Благодаря дирижеру Мишелю Плассону он стал вровень с парижскими оркестрами и записал море французского репертуара. Теперь место Плассона занимает Туган Сохиев — земляк и один из немногих подручных Валерия Гергиева, кто вышел из его тени и делает успешную международную карьеру. С приходом Сохиева профиль оркестра закономерно расширился, что и отразят две программы — одна русская (Шостакович, Стравинский, Рахманинов), другая французская (Дебюсси и Берлиоз). Оркестр Западногерманского радио, которым руководит еще один дирижер ленинградской школы Семен Бычков (он, как и Туган Сохиев, учился у великого Ильи Мусина), был у нас в 2000 году и произвел впечатление хорошо отлаженного механизма. Как и все радиооркестры, он много и умело играет сложную современную музыку, однако на фестиваль в Москву везет программу менее рискованную: Вторая симфония Шумана и Альпийская симфония Рихарда Штрауса. Тут потребуется немалый артистизм. Из российских региональных оркестров пришла пора держать столичный экзамен Омскому академическому. К подобным испытаниям оркестры из провинции обычно готовятся так усердно и играют с такой отдачей, что, бывает, кроют записных гастролеров. Кроме Мусоргского и Чайковского омичи сыграют современного композитора Илью Хейфеца, родом из Омска. Теперь же, судя по названию, его «Яффская симфония» передаст нам некие приветы из Святой земли. В День России, когда традиционно закрывается фестиваль, символично выступит Российский национальный оркестр. Скрябинскую программу поделят между собой Михаил Плетнев и дирижер Мариинского театра Михаил Татарников, не так давно отлично проявивший себя в концерте певицы Дженнифер Лэрмор. Фестиваль оркестров мира сохраняет свою уникальность и в том, что все концерты проходят в Колонном зале Дома союзов, где не всегда хорошо видно, зато слышно все превосходно. 1 — 12 июня, Колонный зал Дома союзов, ул. Б. Дмитровка, 1, тел. 641 19 00 www.symphonyfest.ru Все концерты проходят в Колонном зале Дома союзов, где не всегда хорошо видно, зато слышно все превосходно |