Музыкальная критикаКак при МейерхольдеСегодня концертом немецкой оперной певицы Нади Михаэль открывается 88-й филармонический сезонВедомости / Четверг 17 сентября 2009 С каждым годом филармонический Зал имени Чайковского становится все более привлекательным местом даже для тех меломанов, кто ранее не хотел признавать ничего иного, кроме Большого зала консерватории. Тот, кто явится сегодня на концерт немецкой звезды, будет приятно изумлен видом фойе. Оно почти такое, каким его видели в конце 30-х гг. архитектор Чечулин и его консультант — режиссер Мейерхольд. Мало того, что снесена касса, прежде торчавшая прямо посередине фойе, так еще и отреставрированы колонны, а от них по полу разбегаются лучи. Исторический пол из бетона с мрамором был обнаружен в целости и сохранности в последний момент, когда уже было собрались класть новый. К началу сезона в фойе вернули бюст Чайковского. Руководство филармонии успешно борется с кризисом. Пусть продажи абонементов еще не завершены, но они уже превзошли на 7% показатели предыдущего, докризисного сезона. Или правы те, кто считает, что непростые времена способствуют росту интереса к серьезному искусству, или же просто филармонический абонемент — изобретение, счастливо сочетающее относительную дешевизну с абсолютной ценностью. Программы этого года — в том же духе, что и в прошлом году. Преобладает проверенная классика, к которой все более успешно верстается та же самая классика, но менее проверенная, или более сложная для восприятия, или более поздняя по времени написания. Например, в филармонии будут играть норвежскую, венгерскую или чешскую музыку, не беспокоясь за процент явки. Французскую будут, как всегда, играть больше, зато ко всегдашним Равелю и Пуленку добавятся Ибер, Сати и Мийо, из опер Гуно для концертного исполнения выбрана опера «Ромео и Джульетта», а из опер Бизе — «Искатели жемчуга». Впервые за историю филармонии в ее стенах прозвучит «4'33»«Джона Кейджа — краеугольное произведение авангарда ХХ в., состоящее из одних пауз. Звучанию остальных партитур придаст дополнительную красоту электронная система коррекции акустики, которую с середины сезона начнут осторожно вводить в действие. Акустика в Зале Чайковского и без того в последнее время радовала все больше и больше, другим преимуществом зала является возможность видеть оркестр из рядов плавно поднимающегося амфитеатра. Эти приятные обстоятельства в недалеком будущем скрасят нам и драму закрытия Большого зала консерватории на реконструкцию. Новые имена Вскоре после Нади Михаэль московский дебют предстоит и видному немецкому дирижеру Инго Метцмахеру. 15 ноября он даст концерт с Российским национальным оркестром. |