Музыкальная критикаС песней в увольнительнуюМосковская филармония завершила сезон, исполнив веселую оперу Доницетти «Дочь полка»Ведомости / Пятница 08 июля 2011 Истошные вопли московских меломанов оглашали Концертный зал им. Чайковского до позднего вечера: счастливая публика не желала отпускать никого из участников столь удачного концерта, и в особенности главную героиню вечера Патрицию Чьофи. В Москве певицу не то чтобы не знали: на моей памяти она приезжает уже третий раз. Однако до сих пор она выступала в ролях всецело серьезных, представляя увядающую Виолетту в «Травиате» или сокрушенную роком Джульетту в «Монтекки и Капулетти». Те выступления были убедительные, но оба раза чего-то не хватало. Теперь мы поняли чего — веселья. Патриция Чьофи в самом деле мастерица очень широкого плана и весьма обширного репертуара. Но ей особенно идут те роли, где она может смешать краски, показать себя разной, блеснуть диапазоном возможностей, — такие, как Мария в «Дочери полка». Героиня здесь то и дело появляется под новым углом зрения, в новой оптике — то она трогательное дитя, то романтично влюбленная девица, то кривляка, то боевая бабенка, то простушка среди аристократов, а то — это как посмотреть — и особа с небезупречным прошлым. Опера «Дочь полка» Доницетти — комический вариант его же «Лючии ди Ламмермур», та же история с выданьем замуж за нелюбимого в отсутствие любимого, вся разница в том, что здесь бравому Тонио удается появиться в доме до того, как брачный контракт подписан, а не после. Но если Лючия гениально написана одной краской, то Мария — воплощение пестроты. Патриция Чьофи с восторгом купалась в этих переливах красок, и не только актерски — а давно замечено, что оперные певцы свободнее чувствуют себя как актеры именно в контексте концертного исполнения, а не театрального спектакля, — но и вокально. Голос Чьофи, немалого объема в столь щуплом теле, звучал чувственно и свободно, наполненно внизу и легко залезая на верхнюю полку. Не впервые партнером Чьофи стал Сергей Романовский — в перерыве между совместными московскими выступлениями молодой тенор сделал международную карьеру и теперь по праву уверенно ведет себя в амплуа любимца публики. Голос его ярок, летуч, но еще не вполне свободен. Впрочем, все девять «до», где положено, он спел — и даже бисировал. Помарок не было, точность соперничала лишь с обаянием, чрезмерно открытым и слегка простоватым, — но это и отвечало роли недальновидного тирольца, согласного записаться в солдаты ради того, чтобы жениться на дочери полка. Счастью влюбленных должна помогать одна сила и мешать другая: в первом качестве в опере фигурирует старый солдат, во втором — маркиза. За работу этих функций отвечают комики: Саймон Бэйли и Елена Цилио превосходно оттенили каждого из главных героев и их дуэт. Эти двое — новенькие на московской сцене, но, кажется, мы их успели полюбить. Старый знакомый — Лучано Акочелла, под чьим управлением опера шла задиристо и легко. Идеальное понимание ансамбля и стиля дирижер сообщил оркестру Московской филармонии и хору Льва Канторовича: хоры и марши с барабаном и тарелками получились столь же фундаментальными, сколь и арии или дуэты. Оперу пели по-французски: ведь Доницетти написал ее для парижской «Опера комик» с обязательными для жанра разговорными диалогами. Кроме пения артисты продемонстрировали еще и раскатистую театральную французскую декламацию. Ни одного француза между тем среди них не было, все больше русские да итальянцы. Этому есть объяснение — оперу «Дочь полка» нам исполнили под грифом года Италии в России. Однако же не покидало ощущение, что все еще продолжается год Франции. Теперь терпеть Очередной сезон филармонии откроется 9 сентября. В этот день начнется Третий большой фестиваль Российского национального оркестра. |