Музыкальная критикаАдрес статьи: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/1494946/hraniteli Оркестр Романской Швейцарии блюдет французский стиль лучше самих французовМарек Яновский и его подопечные выступили в Москве и ПетербургеВедомости / Воскресенье 05 февраля 2012 Оркестр из Женевы, основанный почти век назад Эрнестом Ансерме, в Швейцарии отвечает за французскую оркестровую традицию — прозрачность тона, сдержанность и элегантность манер. Эти качества воспитаны в нем до такой степени, что он кажется более французским, нежели любой оркестр из Франции. Но в комедии «Вишневый сад» поется: «И за деньги русака немцы офранцузят». Что и происходит ныне на мировой оркестровой арене: глобализация сближает стили. В женевском оркестре стиль стараются хранить, и за этим рьяно следят в том числе и те музыканты, кого французами никак не назовешь, — израильский скрипач Сергей Островский, сидящий на месте концертмейстера, его коллеги с азиатскими корнями и родившийся в Варшаве немецкий дирижер Марек Яновский, проводящий свой последний сезон в должности художественного руководителя. В Россию Яновский и его подопечные привезли музыку немецкую (увертюра к«Оберону» Вебера и Фортепианный концерт Шумана, прелюдия к третьему акту «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера на бис) и бельгийскую (Симфония Франка), французской же уделили лишь один бисовый номер(начальное адажио из«Пеллеаса и Мелизанды» Форе). Но французский стиль как раз и проявился в интерпретации: надо уметь, сдерживая звук большого оркестра, одеть немецкий романтический порыв шумановского концерта в изящное, безупречных пропорций платье. Русский пианист Николай Луганский, игравший сольную партию, — музыкант с прекрасным вкусом и небольшой харизмой — отлично вписался именно в этот стиль. 73-летний Марек Яновский — дирижер еще старой школы, сохраняющий в искусстве такое уходящее качество, как «значительность». Это особенно проявилось в том, как он провел Симфонию Франка — с бережным вниманием к деталям, любовью к чистым оркестровым краскам(гордо солировал валторнист), но и с должным позднеромантическим пафосом. Выбрав для бисов две медленные и тихие пьесы Форе и Вагнера, Яновский дал нам насладиться текучестью линий струнной группы и стройной важностью в игре медных. |