Музыкальная критикаАдрес статьи: http://www.vedomosti.ru/friday/article/2012/09/28/20781 Последнее реНа сцене филармонии схлестнутся две королевы — Елизавета Английская и Мария ШотландскаяВедомости / Пятница 28 сентября 2012 Гаэтано Доницетти творил в эпоху романтизма, когда мода на безумие была велика: во многих его операх героини сходят с ума и именно в эти моменты поют свои самые красивые арии. Мария Стюарт — исключение. Она кончает свои дни в здравом уме и твердой памяти. Всходя на эшафот, она величественно и кротко успокаивает своих сторонников, склонившегося в отчаянии возлюбленного, а соперницу — королеву Елизавету, по чьему приказу ей через минуту должны отсечь голову, — великодушно прощает и даже просит Бога о спасении ее души. Коллизия, развернутая в опере Доницетти, отчасти предвосхищает расстановку сил в «Аиде» Верди, которая появится через сорок лет: там тоже две принцессы, эфиопская и египетская, любят одного героя. Здесь же в графа Лестера (в итальянском либретто его зовут Роберто) влюблены две королевы: действующая, Елизавета, и оспаривающая престол Мария Стюарт, успевшая побывать королевой Шотландии. Если вспоминать оперы, чьей пружиной является противостояние соперниц, то «Мария Стюарт» Доницетти окажется едва ли не на первом месте. Королевы весьма разные. Елизавета — натура прямолинейная и темпераментная, но совсем не лишенная благородства, Марию она до поры до времени казнить абсолютно не хочет, хотя окружение на нее и давит. Мария же — существо нежное, но мужественное. В Елизавете она видит выскочку, откровенно припоминая ей то, что родной отец некогда признал ее незаконнорожденной, — дуэт соперниц во втором акте впечатляет эмоциональным накалом. Но чем ближе к горестному финалу, тем дальше Мария от этого мира и тем больше погружается в себя. Музыка становится все красивее. Дворяне, собравшиеся в замке Фотерингей, чтобы присутствовать при казни, поют удивительный хор в светлом мажоре. Это знаменитый мажор Доницетти, который появляется тогда, когда Рай подступает к земле, готовый уже принять несчастную душу. Мария поет красивейшую отходную арию, берет верхнее ре и кладет голову на плаху. Занавес. Премьеру играли в миланском Ла Скала в 1835 году. Марию Стюарт пела великая Мария Малибран, Елизавету — Джачинта Пуцци-Тозо. С тех пор каждая новая постановка оперы обещала публике присутствие при жестокой схватке примадонн. В ХХ веке ими были Лейла Генчер и Ширли Верретт, Монтсеррат Кабалье и та же Ширли Верретт, Эдита Груберова и Агнес Бальтса, Мариэлла Девиа и Анна Катарина Антоначчи. На поклонах все они трогательно обнимались друг с другом. В Москве «Марию Стюарт» дадут в концертном исполнении: королев-соперниц споют две певицы, которые иногда и в жизни конкурируют между собой в борьбе за партии на лучших сценах мира. Это латышка Инга Кална, она споет Марию, и болгарка Александрина Пендатчанска, которая будет Елизаветой. Обеих мы знаем по филармонии и Большому театру — обе с богатыми голосами, мастерством и темпераментом. Графа Лестера споет турецкий тенор Бюлент Бешдуц. В других ролях — Мирко Палацци, Константин Шушаков и Надежда Карязина. Дирижирует Джулиан Рейнольдс, которому поручены хор имени Свешникова и оркестр «Новая Россия». Как часто бывает в филармонии на концертных исполнениях опер, театр получится и безо всяких декораций. 29 сентября, Концертный зал Чайковского, www.meloman.ru |